-->

понедельник, 14 декабря 2009 г.

Унионистский проект: вторая попытка?

Выступление политолога Зураба Тодуа на круглом столе, организованном в Кишинёве российским фондом «Признание»

…Думаю, большинство присутствующих здесь согласится с тем, что в настоящее время значительная часть населения Молдовы: собственно молдаване, а также русские, украинцы, гагаузы, болгары и представители других национальностей — все, за исключением тех молдаван, которые считают себя румынами, пребывают в состоянии напряжения. Они взволнованы не из-за политического кризиса и из-за невыборов президента. Их волнует другое: обозначившиеся в заявлениях и действиях нового руководства Молдовы явные унионистские тенденции.
Сразу хочу отмести возможные обвинения в нагнетании обстановки и в румынофобии. Я исхожу из реальной ситуации и привожу очевидные факты. Уверен, нет нужды перечислять заявления премьер-министра Молдовы, сделанные им во время визита в Румынию, а также многочисленные высказывания исполняющего обязанности президента страны М. Гимпу. Они хорошо всем известны и, более того, постоянно пополняются всё новыми и новыми высказываниями.

Обращу ваше внимание на действия:

1. Разнообразные материалы в СМИ, поддер-живающих либеральные партии. Достаточно просмотреть несколько номеров известных газет, чтобы понять настроения определённой части членов и сторонников партий, входящих в коалицию АЕИ.

2. Подготовка замены курса истории в учебных заведениях. Снова в школах и вузах Молдовы будет предложено изучать историю соседней страны.

3. Договорённость о совместном заседании правительства Румынии и Молдовы.

4. Фактическое свёртывание мероприятий по празднованию 650-летия молдавской государственности.

5. Обструкция, устроенная в некоторых СМИ М. Лупу в ответ на его высказывание о том, что он молдаванин.

6. В руководстве РМ (в правительстве) впервые за многие годы нет ни одного представителя других национальностей.

7. Рост столкновений и стычек на бытовом уровне, чего не было с 90-х годов.

8. Прессинг в отношении русских СМ: закрытие ряда программ, давление на некоторые газеты и телеканалы, административные и финансовые препятствия, которые создаются СМИ. Известно, что некоторые коллективы выходят на энтузиазме, не получают зарплаты, нарушается схема их работы, некоторые на грани приостановки выпуска.

Другие выступающие наверняка приведут ещё примеры. Я называю только те, которые лежат на поверхности. И заявления представителей новой власти РМ и их действия свидетельствуют о том, что они, в большей или меньшей степени, являются сторонниками унионистской идеи.

Существуют разные данные и факты, результаты исследований о том, сколько жителей Молдовы — молдаван — считают себя румынами. Видимо, к этой группе населения можно причислить большинство, если не всех избирателей ЛП, часть избирателей и сторонников ЛДПМ и АМН. То есть всего около 15–20%, максимум 25% населения Молдовы.

Проблема в том, что М. Гимпу и В. Филат ведут себя как и. о. президента и премьер-министр именно этой части населения. При этом нет никаких признаков, которые бы свидетельствовали о том, что они намереваются хотя бы в какой-то степени скорректировать курс. И это ещё до того, как был избран глава государства. А если они завладели бы всей властью?

Лидеры АЕИ полны решимости изменить действующую Конституцию. Целая армия юристов доказывает, что это жизненно необходимо. Допустим. Однако, очевидно, что менять Конституцию лучше в спокойной и стабильной обстановке, а не в разгар политического кризиса. И, кроме того, есть ли какие-нибудь гарантии, что наряду со стремлением закрепить свое пребывание у власти праволиберальная группировка в АЕИ не попытается вставить в новую Конституцию положения, которые по существу будут подготовкой к унии.

Нужно ли ещё кого-либо убеждать в том, что такая опасность есть? Что она реальна, и что волнение и встревоженное состояние более 70% населения Молдовы оправданы?

Не было бы никаких вопросов по этой проблеме, если бы подавляющее большинство населения страны, скажем, 80–90%, являлось сторонниками этой идеи. Но ведь это не так.

Полагаю, мы вправе говорить об опасности новой, второй попытки реализовать «унионистский проект». Первая в начале 90-х годов привела к конфликту на юге страны и в Приднестровье. Вторая попытка может повлечь за собой раскол страны на правом берегу, новые очаги конфликтов, утрату государственности и катастрофу геополитического масштаба. И это не преувеличение. Распад СССР и Югославии, а также разделение Чехословакии в конце прошлого века проходили по внутренним границам этих государств. Изменение независимого статуса Молдовы, а именно к этому может привести реализация унионистского проекта, впервые после Второй мировой угрожает изменениям границ между признанными государствами.

Положение осложняется тем, что определённая часть политиков в Румынии и Молдове давно твердит о необходимости ликвидировать последствия пакта Молотова — Риббентропа, что означает завуалированную постановку вопроса о правомерности пребывания Южной Бессарабии и Северной Буковины в составе Украины. Ранее выдвижение и обсуждение подобных идей в Румынии было уделом маргинальных политических организаций. Сегодня это является чуть ли не официальной доктриной администрации Т. Бэсеску.

Можно отметить также, что Румыния является, пожалуй, единственной страной в мире, где изучают историю не Румынии как государства, а историю румын и румынского пространства, которое простирается далеко за пределы границ государства.

Если взять всю схему, которая используется сторонниками унии в Молдове и Румынии, и просто приложить её к другим государствам, то выяснится удивительная и вместе с тем очевидная вещь: практически каждая страна может выдвинуть территориальные претензии к соседним государствам. Причём обосновать их на самом серьёзном уровне либо подогреть сепаратистские тенденции в соседнем государстве.

Так, например, 5 сентября в Трансильвании провозглашено создание т. н. Секуйской автономии венгров. Официальные лица в Бухаресте пытаются представить дело таким образом, будто эту идею продвигают не пользующиеся влиянием местные политики. Допустим, это так — сегодня. Но кто может точно предсказать, что будет здесь завтра? Если при этом учесть, что весной будущего года на парламентских выборах в Венгрии правая партия во главе с Виктором Орбаном, вероятнее всего, победит, можно предположить, что они резко увеличат поддержку трансильванских венгров.

Сегодня в Юго-Восточной Европе завязывается сложный узел национальных и территориальных противоречий. Усиление унионистской риторики и действий, изменения статуса государства, изменение границ способны вызвать настоящие потрясения геополитического масштаба. Попытки сравнить этот процесс с объединением Германии некорректны. И это очевидно, если проанализировать возможное отношение к этому вопросу молдаван, считающих себя молдаванами, и представителей других национальностей.

В этих условиях руководителям Молдовы нужно быть чрезвычайно осторожными и дипломатичными, вести себя осмотрительнее. И для начала вспомнить о том, что они являются руководителями не только своих сторонников, но обязаны представлять интересы всех жителей страны.

В своё время Румынское государство в 20–30-е годы не состоялось в значительной степени потому, что не смогло предложить схему или вариант стабильного взаимодействия и сосуществования румын с представителями других наций, населявших страну (около 25% населения). Этот пример поучителен во многих отношениях, и его необходимо помнить, чтобы не повторить чужих ошибок.
Зураб Тодуа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваше мнение!

Read more: http://vsegenialno.blogspot.com/2011/06/widget-twitter-dla-bloga.html#ixzz2HtOtaqww