Пока что новое правительство может похвастать только тем, что,
воспользовавшись договоренностями кабинета Зинаиды Гречаной, направило
в бюджет 180 миллионов долларов, полученных ещё в августе от МВФ. Надо
сказать, что Международный валютный фонд до недавнего решения
последнего саммита «Большой двадцатки» направлял средства только на
поддержание национальных валют и исключительно на счета Национальных
банков. Теперь эти деньги, которые Молдова всё же должна будет вернуть,
пойдут на латание бюджетных дыр.
С 2001 года Молдова в подобной функции денег МВФ не нуждалась, лей
был стабилен, а его курс определялся спросом и предложением на рынке.
Однако программа с фондом Молдове была нужна для того, чтобы подать
сигнал крупным инвесторам, которые ориентируются на экспертные оценки
МВФ. Когда начался мировой финансовый кризис, спровоцированный в том
числе денежно-кредитной политикой крупнейшего акционера МВФ —
Соединённых Штатов, и, соответственно, политикой самого Международного
валютного фонда, страны «Двадцатки», крупнейшие доноры МВФ, решили
дополнить его функции и поддержкой бюджетов стран, испытавших наиболее
негативные эффекты от кризиса. Таких стран насчитали больше 80-и, и для
поддержки их бюджетов МВФ «наполнили» дополнительными 250 миллиардами
долларов. Из которых — по пропорциональной квоте — Молдова могла
рассчитывать на 180 миллионов. Каковые миллионы правительство Гречаной
не замедлило заявить и получить как страховку на случай непреодолимых
сложностей с бюджетом.
Прежнее правительство воздерживалось от использования этих денег,
прилагая самостоятельные усилия по исполнению своих бюджетных
обязательств. У нового правительства самостоятельно, видимо, не
получается, раз оно — через решение парламента — затребовало эти
средства в бюджет. Но, как только эти деньги попадут в использование,
они тут же будут зачтены во внешний долг и негативно отразятся на
рейтинге финансовой стабильности страны.
Занимать деньги тоже нужно уметь. Занимать нужно таким образом, чтобы при их помощи создать источники новых денег, из которых в том числе можно будет отдать долг. Эти же средства, попав в бюджет, будут банально проедены. И в этом колоссальное отличие кредитов МВФ от кредитов Российской Федерации и Китая, о которых договорились с Москвой и Пекином предыдущие, коммунистические власти: те средства планировалось истратить на реализацию амбициозных инфраструктурных проектов. Деньги же Международного валютного фонда пойдут на потребление, на затыкание дыр и прорех по социальным выплатам.
Занимать деньги тоже нужно уметь. Занимать нужно таким образом, чтобы при их помощи создать источники новых денег, из которых в том числе можно будет отдать долг. Эти же средства, попав в бюджет, будут банально проедены. И в этом колоссальное отличие кредитов МВФ от кредитов Российской Федерации и Китая, о которых договорились с Москвой и Пекином предыдущие, коммунистические власти: те средства планировалось истратить на реализацию амбициозных инфраструктурных проектов. Деньги же Международного валютного фонда пойдут на потребление, на затыкание дыр и прорех по социальным выплатам.
Простая арифметика
Что в сухом остатке? Пока никакого соглашения с МВФ не существует в
природе. Оно появится не раньше января будущего года. А будет ли тогда
правительство Влада Филата временным, пока не известно. А стало быть,
не известно, будет ли подписано это соглашение. Но, даже если и будет,
давайте произведём несколько нехитрых арифметических действий. Нынешнее
правительство говорит о 590 миллионах долларов, которые намерено
получить от МВФ. Входят ли в эту сумму 180 миллионов, которые МВФ уже
дал, не известно. На поддер-жку бюджета выделено всего 290 миллионов.
Если эти 180 миллионов входят в эту сумму, остаётся 110 миллионов на
три года. По 30 с лишним миллионов в год, а это смешно. Ладно,
допустим, уже перечисленные Молдове 180 миллионов не входят в эту
сумму. Тогда получается по 95 миллионов в год, порядка миллиарда леев,
что составляет около 6% от государственного бюджета Молдовы. Что тоже
не очень серьёзно. Все остальные средства пойдут в Нацбанк на
укрепление лея, а крепкий лей сделает бюджет ещё более слабым. Есть
разница в том, чтобы заплатить пошлину на импорт при курсе 10 с
копейками или при курсе 11 с копейками. При курсе 10 с копейками
поступлений в бюджет, естественно, меньше. А если бюджетных поступлений
будет меньше, то придётся снова идти за деньгами в МВФ. Круг
замыкается. Это вечная кабала.
Еженедельное информационное издание "Пульс"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за ваше мнение!