Сегодня
на одном из про властных каналов наблюдал интересное явление. Один из
представителей АЕИ-шной группировки - Павел Филип, являющийся министром
информационных технологий и связи, повествовал с телеэкрана о великом новшестве
в нашей "процветающей" стране. Оказывается, у нас в ближайшем будущем
будет запущен интернет-ресурс с регистрацией правонарушений граждан гражданами.
Это некая система, где любой желающий, пройдя процедуру регистрации, может с
чистой совестью стучать на всех и вся, что ему кажется незаконным и аморальным.
Занимательный получится ресурс. С одной стороны будут доносчики, с другой - нарушители. Иногда они могут
меняться местами, т.е. мигрировать из одного статуса в другой и наоборот. При
чем, министр обещал, что
"информаторы" будут, непременно,
вознаграждены за свои труды.
Вознаграждение, естественно, будет за счет нарушителя. Казалось бы, что
в этом плохого? Министерство начало искать пути выхода из сложившейся ситуации
- когда нарушителей много, а полиция не в состоянии решать проблему.
Добропорядочным гражданам, вроде как, не зачем беспокоиться. Ну, решило министерство информационных
технологий начать тотальную войну с нарушениями. Что в первый раз ? Так то оно
так, но есть часть теоретическая, а есть и практическая составляющая данного
вопроса. Многие из нас были свидетелями того, как наши сограждане без культурно
ведут себя в общественных местах, начиная от щелканья семечек, до выбрасывания
мусора в неположенном месте. Про автомобилистов вообще отдельная тема.
Теоретически, все нарушители "порядка" должны быть наказаны, хотя бы
предупреждением. Практически - это не возможно, из-за отсутствия контролирующих
органов. Ну нет возможности у властей
уследить за каждым. Да и нет необходимости следить за каждым, когда есть
возможность, без особых затрат, заставить следить граждан друг за другом. Вот
тут и осенило "великие умы" молдавской демократии ввести сервис
тотального контроля всех за всеми. Но тут начинается самое интересное, когда добрые
побуждения, минуя практический опыт,
упираются в непробиваемую букву закона. Оказывается на законодательном уровне
все эти "перспективы" при малейшем инциденте, терпят крах. У нас под
такие проекты не подведена законодательная база. Не отработана система
производства наказаний. Элементарная фиксация правонарушений гражданами выходит
за легальные рамки. Ведь всем известна статья
28 Конституции РМ, в которой ГОСУДАРСТВО УВАЖАЕТ И ОХРАНЯЕТ ИНТИМНУЮ, СЕМЕЙНУЮ
И ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ. Возникает вопрос, что есть частная жизнь и в какой степени она
ограничивается рамками, за которыми частная жизнь заканчивается. Ведь, именно в
передаче с министром информационных технологий промелькнула фраза о том, что
находясь среди сограждан в общественном
месте, будь то базар, тротуар, троллейбус, магазин - ваша жизнь перестает быть
частной и вас имеют права снимать кто угодно. Даже, было приведено сравнение с
камерами наблюдения в некоторых общественных местах. Но, также, всем известно,
что без согласия лица, подлежащего аудио-видео фиксации, сам процесс фиксации
запрещен. Т.е. нельзя говорить о том, что пока человек идет по улице и говорит
по телефону - это частная жизнь, а как
только выкинул мусор в неположенном месте - его тут же можно фиксировать на
аудио-видео-фото аппаратуру. Да и идентификация личности по представленным
съемкам процесс весьма сложный и спорный. Видимо, задумка была в том, чтобы
владелец "компромата" сам собирал сведения о правонарушителе и
предоставлял вместе с зафиксированным нарушением в соответствующие
подразделения в администрации интернет ресурса.
Кстати,
не понятен процесс исполнения наказаний. Ведь, фотография или видео, попавшие в
базу правонарушений, должны пройти скрупулезный контроль на наличие фото и
видео монтажа. Это занимает не мало времени и ресурсов, как людских, так и
технических. А таких фотографий будут приходить сотни в сутки, если не тысячи.
Задаемся вопросом: Как в условиях "оптимизации"всего и вся,
министерство информационных технологий привлечет столь нескромный штат
работников? Следующей проблемой станет сам процесс наказания. Ведь, согласно
статье 21. Конституции РМ. действует презумпция невиновности, пока вина не
будет доказана путем гласного судебного разбирательства. А если судебное
разбирательство будет выиграно "нарушителем", г-ин Филип готов
участвовать в восстановлении чести, достоинства и деловой репутации тех, кто
попал на их сайт ? Или в этом будет виновен, лишь, "доносчик"?
Еще
один момент не понятен в данной ситуации. Некоторые правонарушения, если они
происходят впервые или являются незначительными караются предупреждениями.
Готово ли Министерство ИТ раскошелится на, не приносящие дохода, "письма
счастья" с нравоучительным содержанием, что, дескать, так делать нельзя?
Или сразу будут штрафовать, минуя самый щадящий пункт наказания?
Отдельной статьей идут нарушения
Правил Дорожного Движения (ПДД). Ведь, на сколько мне известно, все нарушения
ПДД должны фиксироваться специальным оборудованием, прошедшим метрологическую проверку
согласно всем правилам.
"ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1139 от 19/09/2003 об утверждении Положения о
порядке использования технических средств, включая измерительные и медицинские
приборы, которыми оснащена полиция " Параграф
II. "Общие положения" п.2. Измерительные приборы, которыми оснащена полиция, согласно статье 12
Закона о метрологии подвергаются государственному метрологическому контролю и
надзору. п.3. Технические средства, включая измерительные
приборы и медицинскую аппаратуру, которыми оснащена полиция, используются
только лицами с соответствующими познаниями, аттестованными в установленном
порядке. Параграф III. Общие
требования по применению технических средств. п2. Технические средства,
применяемые с целью установления административных правонарушений, совершенных
владельцами автомобилей, должны быть снабжены этикетками согласно требованиям
действующего законодательства.
Возникает
ситуация, когда нарушителя фиксирует зарегистрированное оборудование полиции и
незарегистрированное оборудование некоего охотника за нарушителями. На сколько
мне помнится, еще не давно, все данные о правонарушениях с
незарегистрированного оборудования не учитывались судом в судебном
процессе. Т.е. как видим законодательная
база не подведена под этот проект. Да и не могут быть унифицированы технические
средства для частного пользования с техническими средствами спец контроля. Другое
дело, если министерство информационных технологий объявит о наборе в группу
"слежки за порядком" и будет выдавать аппаратуру, прошедшую спец контроль.
Мы
видим яркий пример того, что любое хорошее дело можно "запороть" на
корню, если взяться его выполнять через задний проход. В принципе как и все,
что выполняется в нашей стране последние несколько лет. А ведь идея контроля за
административными правонарушениями весьма не плохая. Только вот вместо того,
чтобы набрать штат сотрудников, специально следящих за порядком в городе, "великие
умы" перекладывают свои проблемы на плечи наших граждан, стравливая в
очередной раз их между собой. Ведь понятное дело, что не всякий "хлюпик"
снявший на фото или видео "амбала" будет гарантированно защищен. А
это еще одна сторона вопроса. Кто и каким образом будет гарантировать "смотрящим"
личную безопасность?
Да,
и вот еще что. Не предложить ли г-ну Филип опробовать данную систему на
фотографиях и видео событий 7-го апреля ? Пусть обкатают и определят её
дееспособность и функциональность. Вот тогда и будет ясен коэффициент полезного
действия от вложенных средств и привлеченных ресурсов.
Кстати,
не удивляет время начала воплощения системы "Стукачок", как раз под самое завершение года. В тот самый
момент, когда средства, переданные определенным министерствам необходимо
оприходовать. В противном случае в следующем году будет недофинансирование на
величину не оприходованных средств за истекший период. Вот и стараются наши
деятели во всю под конец года. А Законодательная база ? А она подождет. Главное
отчетность о проделанной работе. Ведь в конце года надо рассказать чем
занимались и за что штаны протирали...
Добровольский Сергей.
Добровольский Сергей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за ваше мнение!